Леманский Александр Алексеевич
(24.05.1935, Москва - 27.09.2007, Москва)
Родился 24 мая 1935 года в Москве. Отец – Леманский Алексей Александрович, участник Великой Отечественной войны. Мать – Петрова Екатерина Николаевна.
Доктор технических наук, профессор, действительный член Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова, лауреат Государственной премии СССР, Золотой медали АН СССР имени А.А. Расплетина, автор более 150 печатных работ, в том числе 4 монографий, имеет более 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно), медалями, а также золотыми медалями имени академиков В.Ф. Уткина, А.И. Берга, П.Д. Грушина, орденами Российской Православной церкви «За честь и доблесть», Святого Георгия Победоносца II степени, «За службу и храбрость». Его отметил своей благодарностью Президент РФ.
Участвовал в разработке антенно-фидерных устройств для систем К-22, «ИС», «УС», ЗРС С-300ПМУ, С-300ПМУ1, С-400 «Триумф». В 1975–1998 годах – заместитель Главного конструктора, в 1986–1998 годах – главный конструктор. Являлся главным конструктором ЗРС С-300ПМУ1, системы ПВО «Фаворит». В качестве главного, а впоследствии - Генерального конструктора, возглавлял работы по созданию и испытаниям ЗРС С-400 «Триумф».
Профессором А.А. Леманским создана научная школа по разработке помехозащищённых многоканальных стрельбовых РЛС с фазированными антенными решётками. Руководил работой базовых кафедр «Алмаза» в МФТИ и МИРЭА. Подготовил 13 кандидатов технических наук.
***
Среднюю школу А.А. Леманский закончил с золотой медалью. В 1953 году Александр поступает в Московский физико-технический институт, широко известный своей особой системой подготовки высококвалифицированных кадров. Переломным в его судьбе стал 1956 год, когда у студента 4-го курса начались занятия на базовой кафедре, «всецело принадлежавшей» КБ-1. Там читали лекции, вели практические занятия талантливые инженеры, конструкторы предприятия, присматривавшиеся к будущим выпускникам вуза. В одном из научных подразделений КБ-1 Александр проходит одновременно практику. В это же время он знакомится со своей четвероюродной сестрой Софьей. Молодые люди полюбили друг друга.
Вскоре совсем юные 19-летняя Софья и 21-летний Александр поженились. В 1958 году у них появился первенец — сын Дмитрий.
В 1958 году Александр с отличием оканчивает МФТИ, с блеском защищая диплом на предприятии «Алмаз». Над дипломом он работал в теоретическом отделе подразделения под руководством выдающегося конструктора, лауреата Ленинской премии Льва Николаевича Захарьева, которого Леманский считал своим главным учителем.
Дипломная работа Александра Леманского на тему об излучении антенны с крыла самолета, в ходе которой удалось найти решение, уточняющее выводы, полученные ранее одним из классиков физики, поставила его фамилию в ряд известнейших теоретиков. НПО «Алмаз» приветливо распахнул двери перед новым талантливым сотрудником. Трудиться Александр Алексеевич начал в качестве инженера в подразделении, где разрабатывались антенные устройства для систем класса «воздух–поверхность». Через три года, в 1961 году, он участвует в их полигонных испытаниях. В этот же период работает над оценкой применения технологии «стелс» в отечественных системах. В 1964 году по результатам исследований в области дифракции на слабо рассеивающих (так называемых черных) телах, каковыми являются слабозаметные воздушные цели, Александр Леманский защитил кандидатскую диссертацию. Исследования в этой области были, своего рода, предвидением появления в будущем целей-«невидимок». Обладая глубоким пониманием этой проблемы, он, будучи уже на посту генерального конструктора, решит задачу эффективного перехвата таких целей и заявит, что для современных ЗРС, создаваемых на «Алмазе», невидимых целей больше не существует.
В 1968 году по решению генерального конструктора Бориса Васильевича Бункина его в числе других специалистов ОКБ-41 переводят в ОКБ-31, и с тех пор Александр Алексеевич занимается разработкой новейшей мобильной многоканальной ЗРС С-300П для отражения массированных налетов всех видов воздушных целей, включая только что появившиеся крылатые ракеты. А.А. Леманский возглавил сначала теоретическое подразделение вновь созданного антенного отдела, а затем, с 1975 года, в ранге заместителя главного конструктора — антенный отдел.
В 1974 году он защитил докторскую диссертацию, где нашли отражение результаты его новых работ в области электродинамики периодических структур и принципов построения ФАР с высокими характеристиками. За выдающийся вклад в развитие теории и техники ФАР и создание их первых образцов для системы С-300П ему в 1978 году была присвоена Государственная премия СССР.
Яркой чертой А.А. Леманского, как творческой личности, явилась его тяга к новому, жажда интересной работы. Любой сотрудник, предлагавший новые технические решения, всегда находил у него безоговорочную поддержку. Он всегда был окружен командой таких же увлеченных общей работой единомышленников. Именно он сыграл огромную роль в использовании технических решений в ФАР для ЗРС ряда С-300П, сделавших это антенное устройство наиболее совершенным среди известных аналогов.
В 1986 году А.А. Леманский был назначен главным конструктором, а в 1998 году — генеральным конструктором ОАО «НПО Алмаз». Под его руководством были завершены работы, связанные с первым модернизированным вариантом зенитной ракетной системы С-300ПМУ1, а также проведена вторая модернизация, в результате которой появилась система С-300ПМУ2, отвечающая самым современным требованиям. Эта система добавила к характеристикам, по которым ее предшественницы С-300ПМУ и С-300П МУ1 опережали американскую «Пэтриот», еще одну: в ней впервые была реализована возможность инициирования подрыва боевой части баллистической ракеты при ее поражении. Результатом же воздействия зенитной ракетной системы «Пэтриот» на баллистическую цель в то время было небольшое изменение ее траектории при неповрежденной боевой части.
На международной выставке МАКС-95 в Жуковском, где впервые демонстрировалась российская зенитная ракетная система С-300ПМУ (первая модель ряда С-300П), состоялась интересная встреча двух ученых с разных континентов: известнейшего американского специалиста в области радиолокации Д.К. Бартона, стоявшего у истоков создания зенитной ракетной системы «Пэтриот», и выдающегося генерального конструктора А.А. Леманского. Естественно, разговор между ними шел в плане сравнения американской и российской зенитных ракетных систем. Бартон, как ученый, не мог не признать превосходство российской зенитной ракетной системы над американской. Особенно в части ФАР канала сопровождения и наведения, что позволило добиться наибольшей эффективности поражения низколетящих целей. Бартон с сожалением отметил, что в начале разработки зенитной ракетной системы «Пэтриот» на фирме «Рейтеон» он предложил использовать подобную конструкцию ФАР, но она не нашла понимания у военных заказчиков. Вскоре в одном из американских технических журналов появилась статья Бартона по результатам его поездки в Россию, где он дал высокую оценку системе С-300ПМУ и привел свою фотографию вместе с А.А. Леманским, сделанную на выставке МАКС-95.
Параллельно с ходом работ над модернизированным вариантом зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 А.А. Леманский осуществлял руководство работами по созданию новейшей зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» — системы следующего поколения, которая по своим характеристикам должна была существенно превосходить зенитные ракетные системы ряда С-300П.
Разработка зенитной ракетной системы «Триумф» проводилась в тяжелейших условиях перестроечного периода в стране. На «Алмазе» резко сократилось финансирование по госзаказу, зарплата не выплачивалась месяцами, начался угрожающий отток кадров. Но мужество, с которым Александр Алексеевич сражался, чтобы не дать погаснуть работам по созданию зенитной ракетной системы С-400 «Триумф», вызывало уважение у сотрудников и вселяло в них оптимизм.
Его глубокое понимание технических вопросов, уважение к сотрудникам, принятие сложных технических решений после детального обсуждения с ними, казалось бы, неразрешимых проблем — все это способствовало успешному ходу работ по зенитной ракетной системе С-400 «Триумф». И наконец, произошло событие, которого с нетерпением ждали разработчики «Алмаза»: в апреле 2007 года «Триумф» был принят на вооружение, а в августе первый серийный образец был поставлен на боевое дежурство. Страна получила новое высокоэффективное оружие защиты, выполняющее задачи как противовоздушной, так и нестратегической противоракетной обороны. «Триумф» по многообразию типов поражаемых им целей, зоне поражения, огневой производительности, помехозащищенности не имеет аналогов в мире.
Однако забот у генерального конструктора меньше не стало, он спешит: необходимо провести дополнительные испытания опытного образца «Триумфа» в сложной помеховой обстановке на полигоне в Капустином Яре и успеть ввести в стрельбовую радиолокационную станцию технические новшества, связанные с ФАР, еще до конца 2007 года.
На полигон Александр Алексеевич улетает, несмотря на неважное самочувствие и уговоры остаться в Москве. В период проведения испытаний 27 сентября Александра Алексеевича не стало. Его кончина очень символична: жизнь Александра Алексеевича прошла как жизнь бойца, преданного интересам Отечества, а салютом ему был грохот стартов зенитных ракет на продолжающихся испытаниях его детища — зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Генеральный конструктор был похоронен с воинскими почестями.