Бункин Борис Васильевич
(16.07.1922, д. Аксиньино (ныне р-н Химки-Ховрино г. Москвы) – 22.05.2007, Москва)
Доктор технических наук, профессор, действительный член РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии России, Золотой медали АН СССР имени А.А. Расплетина. В 1953–1968 годах – первый заместитель главного конструктора КБ-1, в 1961–1968 – главный конструктор КБ-1, в 1968–1997 – генеральный конструктор НПО «Алмаз». Под руководством Б.В. Бункина получены фундаментальные научные результаты, изложенные более чем в 400 научных работах, в том числе 57 статьях и 33 авторских свидетельствах. Участвовал в создании и модернизации системы С-25. Являлся главным конструктором ЗРС С-75, С-200 и генеральным конструктором ЗРС С-300ПМУ и С-300ПМУ1. Под руководством Б.В. Бункина выработаны отправные научно-технические решения по ЗРС С-400 «Триумф».
***
Родился 16 июля 1922 года в деревне Аксиньино-Знаменское Химкинского района Московской области. Отец – Бункин Василий Федорович (1893–1943), инженер-геодезист. Участник Первой мировой войны. Мать – Бункина (урожд. Целикова) Антонина Сергеевна (1894–1947), бухгалтер. Супруга – Феничева Татьяна Ивановна (1925 г. рожд.), радиоинженер, долгое время преподавала в МАИ радиотехнику. Сын – Бункин Сергей Борисович (1950 г. рожд.), физик, лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, генеральный директор ОАО «ЗОМЗ». Дочь – Евтимьева (Бункина) Татьяна Борисовна (1955 г. рожд.), художник. Внуки: Быреева (Бункина) Наталья Сергеевна (1975 г. рожд.), инженер-системотехник по САПР; Евтимьев Борис Васильевич (1981 г. рожд.), Бункин Алексей Сергеевич (1983 г. рожд.) окончил МГУ имени М.В. Ломоносова, юрист. В семье Бункиных росли трое детей – Борис, Валентина и Федор. Борис был старшим. В Ховрине он окончил начальную школу. Затем учился в Лихоборах, каждый день отмеряя до школы по 3 километра туда и обратно. «Ходили мы компанией, болтали, обсуждали различные проблемы, – вспоминал Борис Васильевич, – и это было здорово. Какие у нас тогда рождались идеи! Мы их обсуждали. А ум парил, парил, и нам казались по плечу наши самые несбыточные мечты...».
В 1936 году отцу Бориса, ставшему инженером, предоставили жилье, и семья переехала в Москву. За год до начала Великой Отечественной войны Борис окончил среднюю общеобразовательную школу № 471.
Увлеченность математикой и радиоделом привела его в 1940 году на приборостроительный факультет Московского авиационного института.
День сдачи последнего экзамена за 1-й курс пришелся на 22 июня 1941 года. Студенты ринулись на призывные пункты, а вот многих из тех, кого не взяли на фронт, в их числе оказался и Борис, отправили на авиационные заводы. Б.В. Бункину предложили поработать на старейшем авиамоторном предприятии – заводе № 24 (ныне Московское машиностроительное производственное объединение «Салют»). В октябре 1941 года, когда Москва перешла на осадное положение, он эвакуируется с последней группой преподавателей и студентов МАИ в Алма-Ату. Там оканчивает 2-й курс института и вновь предпринимает попытку попасть на фронт, но ему снова отказывают. Летом 1943 года Борис вернулся вместе с институтом в столицу. Семья бедствовала, умирает тяжело больной отец: сказалась контузия, полученная еще в Первую мировую войну. Спустя четыре года уйдет из жизни мать.
В 1944 году в институте объявляют набор на новый факультет – радиолокации. Борис Бункин подает заявление и с потерей года (старые программы безнадежно устарели) начинает овладевать современными науками. В 1947 году состоялся выпуск, по результатам учебы Бориса Бункина рекомендуют в аспирантуру. Он поступает туда и одновременно устраивается на работу в 108-й Центральный научно-исследовательский институт – головной институт страны по радиолокации, трудится там старшим инженером. Институт располагал опытными кадрами. Здесь, в ЦНИИ-108, Борис Васильевич встретил дипломницу МАИ Татьяну Феничеву. Молодые люди быстро подружились и в июле 1949 года сыграли свадьбу. Вскоре появился на свет первенец – сын Сергей. Это важное семейное событие совпало с принятием на самом высоком государственном уровне серьезных решений, и когда Борис окончил аспирантуру, его направили работать в специальное бюро СБ-1. Это назначение окончательно определит его дальнейшую судьбу ученого, создателя систем и комплексов зенитного ракетного оружия противовоздушной обороны.
Серьезные государственные решения, о которых Борис Бункин тогда, естественно, ничего не знал, заключались в том, что И.В. Сталин сформулировал перед военными и ведущими учеными страны задачу создания в кратчайшие сроки системы надежной противовоздушной защиты. Советская разведка доносила в Москву, что за океаном создаются новые носители ядерного оружия, вот-вот должны появиться стратегические бомбардировщики с большим радиусом действия. Требовались новые средства защиты. Именно в это время, в октябре 1950 года, Борис Бункин и пришел в Конструкторское бюро № 1. Там под руководством выдающихся ученых – Александра Андреевича Расплетина, Семена Алексеевича Лавочкина и Владимира Павловича Бармина – создавалась первая в стране зенитная ракетная система. Именно его, Бориса Васильевича Бункина, в составе четверки специалистов, работавших в ЦНИИ-108, выбрали А.Н. Щукин и А.А. Расплетин для работы в КБ-1. Вспоминая то время, Б.В. Бункин говорил: «Как мы трудились! Бешеный темп почти все время, как в войну, по 11–12 часов в сутки! На головной завод в Кунцево передавали документацию вместе с технологией...». Так закалялся характер будущего ученого и конструктора, выковывался его талант.
Разрабатывавшуюся систему нарекут «Беркутом». Кандидат технических наук Борис Бункин, назначенный ведущим инженером тематической лаборатории КБ-1, оказывается в эпицентре всех событий, связанных с «Беркутом». Систему С-25 приняли на вооружение в мае 1955 года. Душой этого проекта был будущий академик А.А. Расплетин, которого Б.В. Бункин считал своим главным учителем.
Вслед за разработкой стационарной системы С-25 перед руководством страны встала задача создания ПВО, которая обеспечивала бы защиту не только Москвы, но и территории всего Советского Союза. Такую задачу диктовали действия заокеанских недругов, терроризировавших СССР с воздуха. Их провокации вынудили его идти на ответные шаги, одним из которых стало создание мобильного комплекса С-75, который можно было легко развернуть возле любого стратегического объекта по типу «кочующих» фронтовых артиллерийских батарей. Чтобы создать такой комплекс, требовался новый подход к конструированию системы, к вопросам маневренности. В конце 1953 года молодой кандидат технических наук Б.В. Бункин занялся по поручению А.А. Расплетина разработкой первой перевозимой системы зенитного управляемого ракетного оружия С-75 «Двина».
Весной 1958 года главный конструктор А.А. Расплетин поставил задачей создание новой системы, так называемой «длинной руки», для поражения крупноразмерных целей на больших дальностях. Предварительная проработка будущей системы была поручена коллективу Бункина. В июле 1958 года Совет Министров СССР принимает постановление о создании ЗРС С-200, способной уничтожать на больших дальностях самолеты-носители, а в ближней зоне – беспилотные средства нападения. Ведущий по системе тематический отдел возглавил Б.В. Бункин.
В конце декабря 1961 года А.А. Расплетин назначается ответственным руководителем и генеральным конструктором КБ-1, а расплетинское ОКБ возглавил Б.В. Бункин. Под его руководством развертывается модернизация систем С-75 и С-25, крупносерийное производство новой системы С-125 «Нева», способной поражать самолеты на малых высотах.
В этот период широким фронтом ведется разработка системы большой дальности С-200 «Ангара» с ракетой В-860. Начинаются работы по созданию системы «Азов» и модификации «Ангары» (С-200 с ракетой В-880), а также работы по новым направлениям. 22 февраля 1967 года С-200 приняли на вооружение Войск ПВО страны. За создание системы С-200 Б.В. Бункин был награжден орденом Ленина. Система С-200 подвергалась неоднократной модернизации. За эту работу Б.В. Бункин был удостоен Государственной премии.
30 апреля 1968 года, после смерти А.А. Расплетина, Б.В. Бункин, проработавший под его непосредственным руководством почти 17 лет и занимавший особое место в его научной школе, становится преемником своего наставника на посту генерального конструктора «Алмаза». Осенью его избирают членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он плотно занимается реализацией идеи, оставленной А.А. Расплетиным в качестве своего завещания. Она заключалась в создании системы С-300П – многоканального зенитного ракетного комплекса средней дальности действия, предназначенного для поражения разнообразных средств воздушного нападения на всех высотах, включая предельно малые, имеющего минимальное время приведения в боевую готовность. Но, пожалуй, самое главное – он должен был быть максимально унифицированным для всех видов и родов войск.
В 1970 году Б.В. Бункин стал первым лауреатом Золотой медали имени академика А.А. Расплетина с формулировкой «За выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления». В 1982 году Б.В. Бункин во второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Кроме того, он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества», знаком «Почетный радист», Золотой медалью имени академика В.Ф. Уткина, золотым нагрудным знаком имени академика А.И. Берга.
Его имя занесено в Большую советскую и в Российскую энциклопедии. Он – действительный член Академии естественных наук (1992), Академии инженерных наук имени A.M. Прохорова (1996), Академии криптографии, Академии военных наук, Международной академии связи, почетный член (академик) Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1997).
Лучшей памятью о генеральном конструкторе академике Б.В. Бункине стала после его ухода из жизни задуманная им самая современная зенитная ракетная система в мире С-400 «Триумф».