Справка:
Крупный ученый в области радиотехники (телевидения, радиолокации и радиотехнических систем управления), талантливый инженер и организатор, один из основоположников советской (российской) инженерной школы разработки и создания систем зенитного управляемого ракетного оружия.
Александр Андреевич родился 25 августа 1908 года в городе Рыбинске Ярославской области в семье купеческого сына Андрея Александровича Расплетина и его жены Марии Ивановны.
Еще в школе Александр увлекся радио. В декабре 1925 года состоялось общее собрание радиолюбителей г. Рыбинска (35 человек), на котором школьник Расплетин вошел в бюро организации. В период с 1926 по 1929 год он был председателем Рыбинской секции коротких волн ОДР (Общества друзей радио).
Александр избран председателем секции КВ Общества друзей радио (ОДР) города Рыбинска
После окончания школы в 1926 году Расплетин стал работать на складе, где был сначала простым рабочим, а затем до февраля 1929 года электромонтером, после чего зачислен на должность радиомеханика, а через несколько месяцев стал заведующим мастерской кинорадиобазы.
В 1930 году Александр Андреевич переезжает в Ленинград и с февраля этого же года до сентября 1931-го работает радиотехником на Заводе имени Коминтерна, затем переходит в Центральную радиолабораторию, где работает уже инженером, а с 1933 года начинает самостоятельную научную деятельность и назначается на должность старшего инженера – руководителя группы телевидения.
В этот же период (1930–1932 годы) Расплетин учится в Ленинградском электрослаботочном техникуме. В 1932 году он поступает в Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова /Ленина/ по специальности «радиотехника» и в феврале 1936 года защищает диплом по теме «Электрические схемы развертки и синхронизации в аппарате высококачественного телевидения» с оценкой отлично. Первая печатная научная работа Расплетина (совместно с Мушкиным Е.С.) «Стандарт частоты Центральной радиолаборатории ВЭСО» появляется в журнале «Техника радио и слабого тока» в 1932 году. В апреле 1936-го, уже после окончания института, Расплетин переходит в НИИ 9 на должность ст. инженера, а потом становится зав. лабораторией.
В журнале «Известия электропромышленности слабого тока» в 1938 году выходит статья Расплетина «Телевизионный приемник», в которой дается краткое описание схем и конструкций первой модели отечественного телевизионного приемника промышленного типа, разработанного лабораторией телевидения НИИ 9 под руководством автора для приема передач Ленинградского и Московского телевизионных центров.
Научно-исследовательская работа Расплетина этого периода связана также с его участием в создании «самой мощной и самой совершенной телевизионной аппаратуры» для «величайшего сооружения мира» – Дворца Советов в Москве. По проекту предполагалось, что ряд залов средней величины, в которых запроектированы стационарные киноустановки, должны быть оборудованы также специальными проекционными телевизионными приемниками, позволяющими проектировать телевизионные изображения на экраны размером до 10–15 м2. Расплетин А.А. совместно с Завгородневым И.М., Блюменталем П.Х., Фридманом Б.М., Кузнецовым Н.П., Фридбергом Е.Е., Органовым Н.И. разработали видеоприемник с экраном 12 м2. Отчет об этой работе появляется в 1940 году. Всего же в период с 1932 по 1940 год в открытой печати было опубликовано более 10 работ Александра Андреевича.
В 1940-м он принимает участие в Пятой заочной радиовыставке, организованной журналом «Радиофронт». На ней было представлено 32 конструкции телевизоров. Телевизионный приемник, разработанный инженером Расплетиным А.А., получил первую премию. Телевизор отличался от существовавших тогда отечественных и заграничных образцов своей простотой, дешевизной и экономичностью. Приемник был рассчитан на возможность приема как Ленинградского (240 строк), так и Московского (343 строки) телецентров, кроме того, он допускал простую переделку его после перехода к новому стандарту четкости в 441 строку. В схеме телевизора были использованы две заявки автора. Свое первое авторское свидетельство на изобретение Александр Андреевич получил в 1934 году. Всего же в период с 1934 по 1940 год ему выдано девять авторских свидетельств на изобретения.
В 1940 году Расплетин начал работать над вопросом использования телевизионных установок для воздушной разведки, интересовался и другими возможностями применения телевидения в военном деле. В июне 1941 года лаборатория Расплетина была оставлена в Ленинграде для выполнения этих работ, но с началом блокады города все они были свернуты, и сотрудники лаборатории стали заниматься изготовлением радиостанций для фронта. В конце января 1942-го они были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Красноярск. На радиозаводе этого города Расплетин несколько месяцев работал старшим инженером, а в сентябре 1942 года решением ГКО был откомандирован в Москву для работы в ОКБ Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ).
В группе телевидения ОКБ ВЭИ выполнялись работы по «Разработке комплексной установки для наведения истребителей на цель (РД 1)» по заказу штаба истребительной авиации ПВО страны. С передачей этой группы в ноябре 1942 года в ЦНИИ 108 работы продолжились в лаборатории Селезнева. Комплекс приемной аппаратуры создавался под управлением Расплетина, который в ЦНИИ 108 стал начальником лаборатории. Испытания этой системы были проведены в 1942–1943 годах. В последующем аппаратура неоднократно использовалась для обеспечения авиации на парадах. Работа Расплетина в годы войны была отмечена медалями «За доблестный труд во время Отечественной войны» и «За оборону Ленинграда».
В ЦНИИ 108 Александр Андреевич стал заниматься вопросами радиолокации. За семь лет работы (1943–1950 годы) под его руководством и при непосредственном участии было выполнено более пяти крупных научно-исследовательских работ (за период с 1946 по 1949 год было получено четыре авторских свидетельства). Одна из таких работ – радиолокационная станция СНАР 1. За эту работу он был удостоен Государственной премии в 1951 году.
Лауреаты Сталинской премии (1950 год). Слева направо: М.Т. Цукерман, Г.Я. Гуськов, А.А. Расплетин
В 1947-м Расплетин защитил кандидатскую диссертацию по теме «К расчету однолампового генератора пилообразного тока». К этому вопросу он впервые обратился в предвоенные годы. Его статья «О генераторе пилообразного тока» в журнале «Известия электропромышленности слабого тока» появилась в 1941 году. В 1945-м Расплетин выступил на НТК по вопросам телевидения во Всесоюзном Научно-техническом обществе радиотехники и электросвязи им. А.С. Попова с докладом «О расчете однолампового генератора пилообразного тока». В сентябре 1949 года Александр Андреевич утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «радиотехника» ЦНИИ 108.
К 1948 году относится начало его преподавательской деятельности в МВТУ имени Баумана, где он читал лекции несколько лет. Хотя это было не первое его обращение к преподаванию. Еще в 1935–1936 годах он вел преподавательскую работу (по совместительству) в Ленинградском электротехническом институте имени В.И. Ульянова /Ленина/, читал курсы основ радиотехники и телевидения. Позже в 1937–1938 годах читал лекции на курсах повышения квалификации инженеров (Институт специальной промышленности). И в дальнейшем, несмотря на его колоссальную занятость, он всегда старался найти время для работы с аспирантами.
Весь последующий период работы Александра Андреевича связан с КБ-1 (в настоящее время – ГСКБ «Алмаз-Антей»).
В августе 1950-го Расплетина переводят в КБ-1 для работы над созданием системы «Беркут» (С-25) начальником радиолокационного отдела, но уже скоро он становится сначала фактическим, а затем официальным главным конструктором системы. Работы велись в сверхнапряженном режиме. Уже в апреле 1953 года в ходе испытаний были проведены первые успешные стрельбы по аналогу цели – самолету-мишени Ту-4.
В мае 1955 года система С-25 была принята на вооружение. На основе ЗРС С-25, первой в СССР системы зенитного управляемого ракетного оружия, к середине 50-х годов XX века была создана эшелонированная зональная зенитная ракетная оборона г. Москвы и Московского промышленного района. Жизненный цикл системы С-25 составил более 30 лет, при этом она подвергалась многократной модернизации для поддержания необходимой боевой эффективности.
Созданный впервые в мировой практике многофункциональный и многоканальный радиолокатор обеспечивал не только обнаружение и автоматическое сопровождение до 20 самолетов в секторе 60°, но и осуществлял одновременное наведение на самолеты до 20 ракет. Захват ракет после старта осуществлялся автоматически. При массовом налете противника (до 1000 ед.) требовалось всего 56 комплексов.
В июле 1955 года Александр Андреевич назначается главным конструктором предприятия по направлению (ПВО) и начальником СКБ.
В 1956 году за руководство и участие в создании образцов новой техники Расплетину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, а в ноябре 1956-го он утвержден в ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации по совокупности выполненных работ.
В октябре 1954 года, параллельно с шедшими работами над системой С-25, в КБ-1 была начата разработка перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия с ограниченным временем развертывания (свертывания) на позиции для построения территориально-объектовой обороны. Таким оружием стал зенитный ракетный комплекс С-75.
ЗРК С-75 разрабатывался на основе принципов, заложенных в уникальную ЗРС С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРК были найдены и внедрены многие научно-технические новации, так как создание перевозимого ЗРК потребовало решения целого ряда задач, присущих технике такого класса. В декабре 1957-го система была принята на вооружение. В 1958 году за руководство и участие в создании ЗРК С-75 Александру Андреевичу Расплетину присуждается Ленинская премия.
В мае 1957-го в КБ-1 начата разработка ЗРК С-125. Создание комплекса было вызвано появлением в составе средств воздушного нападения самолетов, способных действовать на малых высотах (менее 1 км). Система была принята на вооружение в июне 1961 года.
В сентябре 1957 года Расплетин назначается начальником СКБ и главным конструктором предприятия.
В 1958 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В конце 50-х годов XX века в составе средств воздушного нападения происходят значительные изменения. Возникшая ситуация потребовала адекватного ответа, что привело к созданию ЗУРО, которое обеспечивало поражение крупноразмерных воздушных целей на больших дальностях, а также высокоскоростных целей в стратосфере. Система большой дальности действия была необходима и для создания противовоздушной обороны больших территорий.
Первой в мире перевозимой системой такого класса стала ЗРС С-200, заданная к разработке в июне 1958 года. При ее создании были впервые:
• разработаны принципы построения радиолокационных средств зенитного ракетного комплекса – радиолокатора подсвета цели и полуактивной головки самонаведения ракеты – и требования к их аппаратуре, обеспечивающие сочетание высоких точностей измерений скорости и угловых координат цели и разрешающих способностей по скорости и дальности;
• реализован принцип полуактивного самонаведения ракеты на цель на основе использования системы управления полетом от старта до точки встречи в бортовой аппаратуре ракеты;
• реализованы специальные методы помехозащиты в РПЦ и ГСН ЗУР, позволяющие обеспечить высокую эффективность стрельбы как по целям в условиях интенсивных помех прикрытия, так и по постановщикам активных помех различных видов.
Система принята на вооружение в феврале 1967 года.
Кроме тематики ПВО в КБ-1 велись работы и по другим направлениям. Так одна из них – разработка системы «Азов» для защиты объектов от атаки одиночных баллистических ракет. Начата разработка в июне 1962-го.
Большая научная эрудиция, творческая смелость при решении сложных технических проблем и блестящие организаторские способности Расплетина позволили ему стать генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. Он был назначен на должность в январе 1961 года. Генеральным конструктором он оставался до конца своей жизни.
В 1964 году Александр Андреевич был избран действительным членом Академии наук СССР.
Расплетин являлся (в разные годы) членом НТС при Государственном Комитете Совета Министров, Специальной комиссии Президиума Совета Министров, НТС комиссии ВСНХ СССР и ГКРЭ; председателем НТС предприятия; членом ученых и научно-технических советов различных организаций.
Незадолго до своей скоропостижной кончины Александр Андреевич выступил с инициативой начать работы по унифицированной многоканальной системе нового поколения С-300. Эта система планировалась на замену ранее созданных образцов. Она должна была обеспечить уничтожение всех видов современных и перспективных аэродинамических целей, в том числе крылатых ракет всех типов, массированно применяющихся как на больших, так и на малых и предельно малых высотах. Такая система была создана уже без него.
Александр Андреевич скоропостижно скончался 8 марта 1967 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Память о нем жива не только в системах и комплексах, разрабатываемых коллективом родного предприятия, носящего имя академика А.А. Расплетина c 2001 года.
Золотая медаль имени академика Расплетина Академии наук СССР присуждалась один раз в три года президиумом АН СССР советским ученым за выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления. С 1994 года Российской Академией наук один раз в три года присуждается Премия имени академика А.А. Расплетина за лучшие достижения в области создания радиотехнических систем автоматизированного управления.
В 1967 году его имя было присвоено радиотехническому техникуму в Москве (сейчас это Московский радиотехнический колледж имени академика А.А. Расплетина, отметивший свой 60-летний юбилей 29 марта 2012 года).
Имя Расплетина носят улицы в Москве и Рыбинске.
В фондах Рыбинского государственного историко-архивного и художественного музея-заповедника хранятся материалы, связанные с жизнью Расплетина в городе.
С 2003 года в Рыбинске проводятся ежегодные городские соревнования радиолюбителей памяти ученого (с 2007-го – Кубок Ярославской области по радиосвязи на УКВ памяти академика А.А. Расплетина).
Именем Расплетина назван кратер на обратной стороне Луны (название было утверждено Международным астрономическим союзом на XVI Генеральной ассамблее во французском городе Гренобле в августе 1976 года).
В 1988 году Министерством Связи СССР был выпущен маркированный конверт с портретом Расплетина (художник М. Бабенков) и подписью под портретом «Советский ученый и конструктор в области радиотехники и электроники, академик АН СССР А.А. Расплетин 1908–1967».
На территории ГСКБ «Алмаз-Антей» установлен бронзовый бюст академика Александра Андреевича Расплетина, на фасаде центрального корпуса установлена памятная доска.
В декабре 2002-го начал работать музей предприятия, в экспозиции и фондах которого находятся материалы, связанные с жизнью и деятельностью А.А. Расплетина. В 2012 году там открыт мемориальный кабинет, в котором хранятся личные вещи ученого.
Ежегодно в ГСКБ торжественно отмечают годовщину со дня рождения прославленного конструктора. В торжественной обстановке победителям конкурса научных работ вручаются премии имени А.А. Расплетина. К этим датам приурочен спортивный турнир, в котором принимают участие сотрудники предприятия.
В память об ученом проводятся «Расплетинские чтения».
Александр Андреевич Расплетин – по-настоящему уникальный человек. Страна до сих пор не до конца оценила его гениальность и тот вклад, который он внес в развитие науки и укрепление обороноспособности государства. Это еще предстоит сделать.
Управление пресс-службы и информации
ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей"